Краткая история тени

Стоикита, Виктор

Ориг. автор: Stoichita, Victor
Ориг. титул: A Short History of the Shadow
Пер. с англ. Д. Ю. Озеркова

СПб.—Москва, Machina, 2004

Формат: 140 × 210 мм
Объем: 270 с., илл.

ISBN: 5-90141-043-2

Впервые на русском языке публикуется исследование профессора Фрибургского университета Виктора Стоикиты, посвященное истории использования и толкования тени в западной художественной культуре. Автор обращается к античным мифам о происхождении изобразительных искусств, опытам Лафатера, философским концепциям немецких романтиков, а также к тем неожиданным преломлениям, которые классические идеи претерпевают в новейшее время.

Издание открывает серию «Новая оптика», посвященную актуальным проблемам современного западноевропейского и американского искусствознания.

  • Введение (8)
  • 1 Стадия тени
    • Истоки (12)
    • Тени, отражения и «все подобное этому» (22)
    • Стадия тени / стадия зеркала (31)
  • 2 Мгла телесная
    • «Но что, скажите, означают пятна на этом теле?» (46)
    • Исцеление тенью (56)
    • Действительные присутствия (69)
  • 3 Тень на картине
    • Автомимесис (84)
    • Тень взгляда (99)
    • Предварительные замечания о тени и ее изображении в эпоху фотографии (106)
  • 4 Вокруг «Жуткого»
    • Пастух, дочь Бутада и китаец (120)
    • Эффект демонизации (124)
    • Рассказы о тени (борьба, преследование, надежда) (133)
  • 5 Человек и его двойники
    • Просвещение и тень (150)
    • Никого нет на золотом фоне (166)
    • «Удивительная история Петера Шлемиля» и некоторые иллюстрации к ней (172)
  • 6 Тень и ее воспроизводимость в эпоху фотографии
    • «Черный квадрат» (186)
    • «Начало мира» (190)
    • «Tu m’» (197)
  • 7 В тени вечного возвращения
    • Повторение и различие (201)
    • Двойной Энди Уорхол (210)
    • «Action Dead Mouse» (221)
  • Примечания (236)
  • Список иллюстраций (261)

Виктор Стоикита — исследователь впечатляющего диапазона; в своем подкупающем оригинальностью исследовании он извлекает скрытые смыслы тени, сводя воедино оптику и метафизику, фантасмагорию и пропаганду, Платона и Уорхола...

Марина Уорнер, «Times Literary Supplement»

Автор прослеживает все многоообразие толкований тени в культуре Запада ... показывает, каким образом тень ... используется как воплощение двойственной природы человеческой души.

Ли Эдер Лоуренс, «Вашингтон таймс»

Хотя книжка и называется «Краткая история тени», на самом деле это полная история изобразительного искусства, начиная с греческой архаики и вплоть до поп-арта. В отличие от Плиния Старшего, который признался, что ничего не знает о происхождении живописи, профессор Фрибургского университета Виктор Стоикита ничтоже сумняшеся утверждает, что «возникла она тогда, когда впервые была обведена линиями человеческая тень». С этой точки зрения он и описывает историю западноевропейского искусства.

«Ex Libris НГ», 2002, № 26

Если исходить из истории о происхождении живописи, оставшейся нам от Плиния, то связь здесь очевидна. Согласно Плинию, первый рисунок был сделан дочерью гончара, которая перед отъездом своего возлюбленного, дабы запечатлеть его прекрасный образ, обвела тень от его лица, падавшую на стену при свете лампы. Идея изобразительного искусства, рожденного любовью, много веков согревала художников. Но Виктора Стоикиту в этой истории больше всего интересует тень. Тень просто, тень на картине, тень как отражение, то есть стадия зеркала, тень взгляда, тень в фотографии, двойничество человека и его тени и многое-многое другое. Все это, наложенное на богатейший материал мирового изобразительного искусства, дает убедительный результат.

Кира Долинина, «Коммерсантъ-Weekend», 2004, 29 октября